Ефим
Климов

генеральный директор ГК "Эттон"
© ComNews
27.04.2020

Цифровизация и автоматизация городов затрагивает все больше сфер: безопасность на дорогах, расчетные центры, smart-домофоны, услуги управляющих компаний. IT-разработчики добрались до мусорных контейнеров. Скоро, в самом деле, все поумнеет, даже мусор.

Эффективность электронной модели управления мусором

Гонка IT-технологий в целях создания умных решений для городской среды – это не дань моде. Основная цель разработок – экономия. Они позволяют эффективно управлять городами, делать эти процессы прозрачными и открытыми для граждан, привлекать их к решению проблемных точек и, конечно, прогнозировать ситуацию с разным временным отрезком.

При раздельной системе сбора отходов контейнеры наполняются мусором медленнее, чем при традиционном сборе. Вывоз сортированного мусора осуществляется разными машинами. Эти факты требуют от оператора по работе с ТКО внедрения новых бизнес-процессов, с которыми легче справиться, когда есть "умная" система, которая часть задач возьмет на себя.

На основании данных о заполненности мусорных контейнеров, получаемых с датчиков, и автоматического перестроения маршрутов мусоровозов, автомобили не ездят пустыми. Соответственно, топливо расходуется эффективно. Это экономически выгодно не только для регионального оператора, но и для населения, которое ежемесячно оплачивает услуги оператора по вывозу ТКО.

Еще одним преимуществом системы является экологический эффект. Снижаются объемы выхлопных газов от мусоровозов в атмосферу.

Использование информационной системы открывает доступ к данным по объему производимых отходов в определенной местности. Эти данные могут быть использованы для оценки инвестиционной привлекательности переработки отходов в конкретном регионе и расчета эффективности вложения средств в такое производство, а также срока окупаемости средств.

Сквозные цифровые технологии для мусора

На двух контейнерных площадках для раздельного сбора мусора, которые расположены в городах Казань и Иннополис, появились "умные" контейнеры. В пилотном режиме проект запустила казанская компания "Эттон", резидент "Сколково". Специальные датчики, устанавливаемые на внутреннюю стенку мусорного контейнера, работают вместе с программным комплексом. Они позволяют анализировать наполненность баков, "вызывать" мусоровозы к наполненным контейнерам и формировать маршруты их передвижения, а также прогнозировать ситуацию на будущее.

Когда контейнер с отходами наполняется на 80%, датчик передает эти сведения информационной системе, которая уведомляет ближайший мусоровоз и перестраивает его маршрут в соответствии с ситуацией. Если один мусоровоз не смог вывезти весь объем мусора, то он может не возвращаться обратно, поскольку сигнал поступает ближайшим машинам, которые по пути могут освободить оставшиеся контейнеры.

Работа датчиков отражается на интерактивной карте регионального оператора по обращению с ТКО: зеленый цвет — контейнер пустой; желтый – наполовину полон; красный — заполнен.

Система собирает геолокационные данные мусоросборочных машин, информацию о состоянии контейнера, фиксирует дату и время вывоза ТКО и предупреждает о проблемах в месте сбора отходов, например, о возгорании мусора или о хищении контейнера.

Датчики можно дополнительно установить в бак мусоровоза, это позволит сканировать его изнутри до стены пресса. Когда эта "умная" система замкнута в одном процессе, открывается доступ к данным: сколько мусора было в контейнере, сколько в мусоровозе и сколько осталось при выгрузке на полигоне или в центре переработки.